Мастер-класс: использование медиа ресурсов на уроках английского и испанского языка.

Опубликовал: Admin, 13-02-2019, 14:15, Мастер-классы, 60, 0

Мастер-класс: использование медиа ресурсов на уроках английского и испанского языка.

Форма мастер-класса: исследование  английского, испанского языков с использованием ЦОР и медиа ресурсов.

Цели:

Социокультурный аспект: знакомство с ролью английского, испанского языков в развитии мировой культуры и их влияние на европейские языки.

Развивающий аспект: развитие способности к сравнению, классификации, анализу, самостоятельности, проведению исследовательской работы, творчеству при изучении английского и испанского языков.

Воспитательный аспект: формирование интереса и уважения к английскому и испанскому языкам.

Учебный аспект: контроль уровня развития речевых умений:

в чтении: умение читать аутентичные слова на английском и на испанском  языках.

в говорении:  умение правильно оформлять результаты своих исследований на английском и испанском языках, умение участвовать в межкультурном общении, выражать своё мнение в отношении увиденного, услышанного или прочитанного

в аудировании: умение понимать заимствованные слова, компьютерный сленг

в письме: умение правильно писать иностранные заимствования

Речевой материал:

Песня «its a wonderful world »

Клипы из медиа-ресурсов

Результаты лингвистического исследования.


Автор: Антонов А.Р. учитель английского языка

1. Вступление. Понятие инновационных методов и технологий, задачи.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, основанной на ФГОС, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Именно инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание профильных классов;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- создание компьютеризированных курсов;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Не всякое нововведение является инновацией, только если ощутимо повышает эффективность действующей системы в конечном результате.

В инновацию входят инновационные методики и технологии. Методика – это теория обучения определенному учебному предмету. Главная задача инновационной методики: научить быстро и качественно. Технологии - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, способы воздействия на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Задачи, решаемые инновационными технологиями:

- усвоить за минимальный промежуток времени максимального объема информации;

- повысить творческую активность обучающихся;

- овладеть широким спектром практических навыков и умений.

ИКТ является одной из инновационных технологий, при этом совмещает функцию инструмента и объекта познания, выполняя при этом вышеперечисленные задачи, иными словами развивает ИКТ-компетенцию школьников, что крайне необходимо в современных условиях.

Обоснованность и актуальность разработки и организации уроков иностранного языка с использованием ИКТ – технологии, реализующих развитие ИКТ- компетенции.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ – технологии относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, научно-исследовательские работы и проекты.

Средства ИКТ позволяют рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1) для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice:MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4) для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5) для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, и т.д.);

6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw,) и др.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

4. ИКТ-технология, формы и методы работы, способствующие развитию ИКТ- компетенции и одновременно используемые на ступени начального и основного образования.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Урок “открытия” новых знаний

В практике преподавания возможно использование созданных специально для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой, помогают в выполнении упражнений по теме “Страны изучаемого языка”. Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время, способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке. Применение медиа – технологии дает большой эффект и вызывает интерес к теме во время изучения страноведческого материала.

Урок систематизации и обобщения знаний.

На данных уроках возможно обращение к различным источникам информации, которые интересны ученикам и способствуют получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами.

Проектная деятельность обучающихся

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности возможно выполнение проектных и творческих работ: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде Power Point презентации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher) и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется.  

Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально. Урок-проект. На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе PowerPoint. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке.  Презентации на следующие темы: “Моя семья”, “Увлечения”, “Моя квартира”, “Моя школа”, “Мой день рождения”, “Мой день” являются традиционными.

Непременной задачей при составлении примерного перечня тематических медиа проектов по иностранному языку для учащихся как начальной, так и для основной школы является тесная связь с учебным планом. Наш лицей работает по УМК “English”. Темы англоязычных проектов соотносятся с УМК “English”, “Rainbow English” поддерживают тематическое содержание УМК, а также предлагаемые в соответствующих разделах учебника проектные и постпроектные задания. Персонализация и личностная значимость проектов способствует мотивации и деятельностной самореализации учащихся.  

Формирование речевых умений средствами ИКТ

Обучение аудированию

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" – текст песни и музыка.

Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

Очень важен вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания. В дальнейшем эти записи используются для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.


Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение, таким образом, иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм.

Обучение говорению

Для подготовки к высказыванию на уроке также используются Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме (например, сообщения по теме “США”, “Неформальные молодежные движения”).Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме. Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой.

При обучении грамматике

Использование медиа на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью медиа интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексики:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

- упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

- запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;

- переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

- упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

Упражнения в виде игры “Охотник”, которая может быть в таких вариантах:

- выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

- выстрел производится после написания слова.

- учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

- учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

- упражнения “Найди ошибку”, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении переводу:

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Изучение новой темы

Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.  

Итоговый урок

ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.

5. Анализ результатов применения ИКТ-технологии. Выводы.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Использование информационных технологий возможно не только на специализированных интегрированных уроках, но и на обычных уроках английского языка, на разных ступенях обучения школьников. Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.

 Литература, ЭОР

1. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников // WEB-ресурс портала “Информатика”.URL: http://inf.1september.ru/2006/02/03.htm

2. Сивцова И.Г. Формирование ИКТ-компетенции школьников средствами информационных и коммуникативных технологий // WEB-ресурс Конгресса конференций “Информационный портал”

3. Ермаков Б. “Информационно-образовательная среда как экосистема”
 
https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blogHYPERLINK "https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=5070"&HYPERLINK "https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=5070"blogid=9HYPERLINK "https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=5070"&HYPERLINK "https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=5070"showentry=5070

4. Дегтярева Е.А. "Использование служб Google-Apps для организации внеурочной деятельности" http://lea-degtyareva.ucoz.ru/index/quot_ispolzovanie_sluzhb_google_dlja_organizacii_vneurochnoj_dejatelnosti_quot/0-61

5. Шаповалова-Спиридонова М. “Использование Google- презентаций как инструмента для создания успешных групповых творческих проектов учащихся на английском язык” 
 
http://iyazyki.ru/2014/04/presentations-googletool/

6. Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка / Л. С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117-119.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

8. Нажиткова Н.В. Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе /http://festival.1september.ru/articles/617883/

9. Презентации учащихся ГБОУ лицея № 419 (приложение)

10. Презентации к урокам автора статьи (приложение)


Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Оцените работу движка
Instagram

Подпишись ;)
Облако тегов
Метрика
Сегодня 4261 посещений
Методический портал "ТопКот"

МБОУ "Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского"

Разработка и поддержка: Satellite Project LLC.
Сайт работает под управлением DataLife Engine.