Графико-символический анализ поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" 9 класс (Иванова Виктория Александровна)

Опубликовал: bulkinav1991, 12-02-2019, 16:10, Уроки, 67, 0

Ф.И.О. Иванова Виктория Александровна

Предмет: Литература 

Класс: 9 б

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Технологическая карта изучения темы (ФГОС)


Тема

Графико-символический анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Цели


Образовательные: 

-Подробно рассмотреть и проанализировать главы, рассказывающие о посещении Чичиковым помещиков

-Раскрыть характеристику образов помещиков, развить навыки характеристики образа

-Ответить на проблемный вопрос

Развивающие:  

-развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений;

-привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;

-закрепить умение групповой самооценки;

-развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций

Воспитательные:

воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.

-формирование культуры поведения  при фронтальной и  групповой работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: 

-осознание обучающимся своих физических возможностей, умений, нравственных качеств.

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, литературно-критические статьи)

Регулятивные УУД: способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

- Коммуникативные УУД:

-осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Познавательные УУД: 

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и представлении своих проектов.

-овладеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений.

Планируемый результат

Предметные:

  • умение работать  с различными источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения);
  •  использовать приемы, технологии (графико-символический анализ художественного текста);
  • навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, схем и через поиск опорных, ключевых и знаковых слов);
  • подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению

Личностные:

Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаниях (чувство ответственности), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Метапредметные:

-Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Основные понятия

«оксюморон», проект, реализм, эпитет, метафора

Межпредметные связи 

История, искусство, социология

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

компьютер

интернет-ресурсы



Организация пространства 

I этап – Индуктор. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта).

II –этап – Актуализация знаний

III-этап – Постановка целей

IV-этап – Создание проблемной ситуации

V- этап – Самоконструкция.

VI-этап – Рефлексия (осмысление).

VII-этап –Оценочная деятельность

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов



I. Мотивация к учебной деятельности 

(3 мин). Индуктор.

Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока.


Высказывают свои предположения.

Знакомятся с представленным фрагментом фильма (диалог Чичикова с Плюшкиным)



Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

-Рецензирование.



II. Актуализация знаний

(3 мин)

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Настраиваются на работу.


Работают индивидуально. Один ученик отвечает, остальные дополняют ответ.



- Что такое душа?

-Какие ассоциации вызывает это слово?

-Назовите известные вам пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом «душа, дух»



-Размышления над понятием «душа»


III. Формулирование темы урока, постановка цели 

(7 мин)

Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



Вступают в диалог.

Отвечают на вопросы

Настраивает на эвристическую беседу.

-Обратимся к названию поэмы. Что оно значит? Кого называет «мертвыми душами» Н.В. Гоголь?

- Организовывает деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;






Словарная работа(оксюморон)




III. Изучение нового.

(15 мин).

Создание проблемной ситуации

Цели:

Дать социальный портрет помещиков, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу



Распределяют между собой функциональные обязанности(оратор, литературовед, литературный критик, психолог, учитель) в соответствии с ролями. Высказывают свои предположения.


Пишет на доске проблемный вопрос «Что умертвляет души помещиков?»

Направляет.

Контролирует:

проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Работа в группах.

Индивидуальные задания




IV. Закрепление  нового 

(10 мин)

Самоконструкция.

Цель:

-формирование основ гражданской позиции;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, литературно-критические статьи)

Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщении, о     презентации.






Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовывает вопросами.




Мозговой штурм.

Защита работ.





V. Рефлексия.

(5 мин)

Цель:

- проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы     и оценивать себя и своих одноклассников.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор.











Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Помочь поверить в себя, в свои силы.

Создание ситуации успеха.

Оценочные и творческие вопросы.






Работа в группе. Создание синквейна

Поиск решения проблемы.


VI.Оценочная деятельность.

 (2 мин)

Цели:

Оценить деятельность обучающихся


Оценивают работу других групп.

Записывают

разноуровневое задание.

1.Написать эссе на тему «Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас».

2.Ответить на вопрос «Какие положительные качества помещиков можно взять на вооружение?»

3.Написать сочинение на тему «Глаза-зеркало души».


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.  Продумать интересное

домашнее задание.


Заполнение таблицы оценивания (оценивают работу других групп по пятибалльной системе)




Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Оцените работу движка
Instagram

Подпишись ;)
Облако тегов
Метрика
Сегодня 4271 посещений
Методический портал "ТопКот"

МБОУ "Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского"

Разработка и поддержка: Satellite Project LLC.
Сайт работает под управлением DataLife Engine.