Урок развития речи в 9 классе "Синонимы" (Иванова Виктория Александровна)

Опубликовал: bulkinav1991, 12-02-2019, 16:06, Уроки, 56, 0

Тема

Синонимы. Стилистически нейтральные слова.  

Цели


расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи, продолжить знакомство со стилевой неоднородностью данных лексических единиц.


Планируемые результаты

Предметные:

знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов;

подбирать синонимы к данным словам;

преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов

Метапредметные:

находить в тексте ключевые слова и формулировать проблему

Личностные:

осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык;

стремление к речевому самосовершенствованию.

Решаемые учебные проблемы

1.Рассмотреть место синонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии синонимов, синонимических рядах, выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания.

2. Акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи.

3. Развивать умения вдумчивого чтения, памяти, логического мышления.

Основные понятия

Лексика, контекстные, стилистические, абсолютные синонимы, синонимический ряд, доминанта,  проблема(идея) произведения,

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Компьютер

интернет-ресурсы



Организация пространства 

I этап – Индуктор. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта).

II –этап – Актуализация знаний

III-этап – Постановка целей

IV-этап – Постановка проблемного вопроса

V- этап – Самоконструкция.

VI-этап – Рефлексия (осмысление).

VII-этап –Оценочная деятельность

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов



I. Мотивация к учебной деятельности 

(2 мин). Индуктор.

Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока.


Приветствуют учителя.

Приветствие. Создает эмоциональный настрой.

-Рецензирование.



II. Актуализация знаний

(3 мин)


Настраиваются на работу.


Работают индивидуально.

Показывает фотографии людей(презентация).  Задает вопросы.

-Перед вами фотографии красивых людей. Какие синонимы к слову «красивый» вы можете подобрать?(привлекательный, чудный, миловидный, обворожительный, восхитительный, притягательный, обаятельный, прелестный, казистый, пригожий, интересный, дивный, смазливый,

Фронтальная работа


III. Формулирование темы урока, постановка цели 

(7 мин)



Вступают в диалог.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока.

  1. Составьте синонимический ряд  (от меньшего к большему)

-Какое место в этом ряду заняло нейтральное слово «красивый»?

-Что такое красота?






Эвристическая беседа




IV. Изучение нового.

(8 мин).  Постановка проблемного вопроса.



Записывают в тетрадях типы синонимов.



Рассказ учителя о типах синонимов.

Какую стилистическую окраску имеет слово «Уродина»? Какие синонимы можно подобрать к слову «уродина», «урод»?

«Так ли важна стилистическая окраска слов в тексте?»



Индивидуальные задания. Работа со словарем.






V. Самоконструкция.

 (15 мин)


Читают текст «Уродина», находят ключевые слова, формулируют проблему текста (таблицы ключевых слов)

Заменяют выделенные слова нейтральным синонимом, а слова с нейтральной окраской стилистическими синонимами.



Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовывает вопросами.




Групповая работа.

Заполнение таблицы

Мозговой штурм



VI. Рефлексия.

(7 мин)


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор.

Оценивают свою работу на уроке, используя синонимы

Просмотр видеоролика.









Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников.

Помочь поверить в себя, в свои силы.

Создание ситуации успеха.

Оценочные и творческие вопросы.






Поиск ответа на  проблемный вопрос


VII.Оценочная деятельность.

 (2мин)


Записывают

разноуровневое задание.

1. Составить синонимический ряд следующих слов: правда, доброта, судьба, знать

2. Сочинить высказывание или стихотворение о красоте

3. Составить текст по теме просмотренного видеоролика, используя синонимы «толерантность-терпимость, политкорректность, тактичность деликатность»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.  Продумать интересное домашнее задание.


 Оценивание работу других групп по пятибалльной системе



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Оцените работу движка
Instagram

Подпишись ;)
Облако тегов
Метрика
Сегодня 4264 посещений
Методический портал "ТопКот"

МБОУ "Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского"

Разработка и поддержка: Satellite Project LLC.
Сайт работает под управлением DataLife Engine.