Технологическая карта урока «Теории происхождения государства». Урок практикум

Опубликовал: Admin, 5-02-2019, 15:50, Уроки, 64, 0

План конспект урока 

«Теории происхождения государства». Урок практикум

Тип урока: повторительно- обобщающий урок


Технологическое сопровождение урока: 

  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные  технологии;
  • технология педагогического сотрудничества


Методические приемы: эвристическая беседа.


Методы обучения: * проблемно-сообщающий;

                                   * интерактивный (групповая дискуссия).


Методическая цель:


Задачи:

  1. Образовательные:
  • анализ и систематизация материала  по теме «Теории происхождения государства»;
  • расширение представлений о причинах возникновения различных теорий происхождения государства.


  1. Развивающие:
  • развитие навыка работы с различными источниками информации (учебниками, письменными историческими источниками и видео фрагментом);
  • развитие умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • развитие навыка устной и письменной речи; развитие культуры речи.


  1. Воспитательные:
  • воспитание нравственных ценных качеств личностно-общественного отношения к учению, организованности, умения работать в коллективе;
  • прививать        уважительное отношение к мнению других.

Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, фильм

Дидактические материалы: письменные исторические источники по заданной теме (Ф. Аквинский, Аристотель, В. Ленин, К. Каутский, Н. Новгородцев),  тесты.

Ход урока.

Этап урока

Де учителя

Де учащихся

введение в урок

Гимн РФ

Приветствие

Мы с вами знаем что гимн в современном обществе является обязательным символом любого государства. Когда же в России появился первый официальный гимн?

А когда появилось само государство?


Встают

Приветствие




При Николае 1 «Боже царя храни»


882г с момента объединения Новгорода и Киева Олегом Вещим.

Актуализация изученных ранее знаний

давайте посмотрим видео фильм о происхождении государства.

Сейчас составим цепочку возникновения государства

Просмотр видеофильма


Род- племя-союз племен- государство

Мотивация учебной деятельности

Взгляните на доску, здесь начертана таблица, которую мы с вами составим в течении всего урока на основе сегодняшнего материала

Чертят таблицу

Основная часть

Работа с учебником и документами по составлению таблицы

Просмотр видео первые русские князья

Завершение таблицы


Обсуждение результатов таблицы


Выполнение теста

Критерий оценивания

«5»= 14-13  «4»=12-11     «3»=10-9  «2»=0-8

Заполняют таблицу

Рефлекция

Составить синквейн

  1. существительное- содержание
  2. 2 прилагательных- характеристика 1
  3. 3 глагола действия 1
  4. одно предложение по 1
  5. синоним 1

Составляют

2-3 учащихся читают вслух

Домашнее задание

  1. На основе одной из теорий доказать происхождение государства Чингисхана
  2. составить кроссворд на основе параграфа
  3. написать эссе          «Государство приобретается либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью» Н.Маккиавелли

Выбирают одну тему и делают домашнее задание


































Приложения

  1. составить таблицу «сопоставление возникновение Киевской Руси и теорий происхождения государства»

Теория происхождения государства

автор

Основы теории

Событие в истории Киевской Руси соответствующее данной теории


Тест. 


  1. Автором теологической теории является

а) Ф. Аквинский

б) Аристотель

в) Виттфогель


  1. Произведение «Патриарх» принадлежит  

а) К. Каутскому

б) К. Виттфогелю

в) Р. Фильмеру.


3. Ирригационная теория образования государства основана  

а) Д. Локком

б) Ж.. Ж. Руссо

в) К. Виттфогелем


  • Р. Фильмер в своих трудах пытается обосновать

а)  божественную власть английского монарха

б) происхождение государства в результате  божественной воли

в) теорию насилия


5. Семья как основной фактор образования государства обосновывается в

А) теологической теории

Б)  патриархальной теории

В) марксистской теории


6. Порядок догосударственного общества как « война всех против всех» обосновал

а) К. Маркс

б) Т. Гоббс

в) Ж.Ж. Руссо


7.  Теорию насилия в своих трудах обосновал

      а) Ф. Аквинский

б) К. Каутский

в) Виттфогель


8. Верно ли утверждение?

а) Ирригационная теория основана на исторических фатах.

б) Ж.Ж. Руссо называл догосударственное состояние «царством свободы»


1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба утверждения

4) Оба утверждения неверны


7. Автором патриархальной теории является

а) Ф. Аквинский

б) Аристотель

в) Виттфогель


  1. Произведение «Политика» принадлежит  

а) Аристотелю

б) К. Виттфогелю

в) Р. Фильмеру.


9. Договорная теория образования государства основана  

а) Д. Локком

б) Ж.. Ж. Руссо

в) К. Виттфогелем


10. Ф. Аквинский в своих трудах пытается обосновать

а) власть английского монарха

б) происхождение государства в результате  божественной воли

в) теорию насилия


11. Семья как основной фактор образования государства обосновывается в

а) теологической теории

б)  патриархальной теории

в) марксистской теории


12. Порядок догосударственного общества как « царство свободы» обосновал

а) К. Маркс

б) Т. Гоббс

в) Ж.Ж. Руссо


13.  Классовая теория образования государства была обоснована

      а) К. Марксом

б) К. Каутский

в) Виттфогель


  14. Верно ли утверждение?

      а) догосударственное общество Т. Гоббс определил как «война всех против всех» .

б)  теологическая теория обосновала подчиненное положение светской власти власти духовной.


1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба утверждения.

4) оба утверждения неверны.




  1. Ф. Аквинский, богослов, XIII век.

«…Итак, люди объединяются затем, чтобы жить хорошо вместе, чего не может достичь никто живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения… Привести к такой цели- назначение не земной, а божественной власти. Такого рода власть принадлежит тому, кто является не человеком, но  Богом, а именно Господу нашему Иисусу Христу…»


2) «Политика» АРИСТОТЕЛЬ, древнегреческий философ.

 «…Общение вполне завершенное, состоящее из нескольких селений, образует государство. Назначение его вполне самодовлеющее: государство возникает ради потребностей жизни, но существует оно ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения и что оно уподобляется в этом отношении первичным общениям – семье и селению; оно является завершением их.

Государство – продукт естественного развития и человек по природе своей – существо политическое (от греч. polis – город-государство с прилегающей к нему территорией); кто живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении…»


  1. «Левиафан».   Часть 1  о человеке и государстве Т. Гоббс.

 «…  В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Так как состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разу­мом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека. Поэтому до тех пор, пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни…

 Второй естественный закон. От этого основного есте­ственного закона, согласно которому люди должны стре­миться к миру, происходит другой закон, гласящий, что в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольство­ваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отноше­нию к себе. Ибо до тех пор, пока каждый человек держится за это право - делать все, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны».

5) Лялин Дмитрий Владимирович «Законы истории».

«Я полагаю, что возникновение государство было вполне закономерным процессом. Для успешного земледелия потребовалось приводить ирригационные работы, рыть каналы (заметьте, что первые государства появились там, где было особенно необходимо ирригационное земледелие). На эти работы приходилось организовывать большие группы людей. Возникла потребность в новых методах управления и в некой, обособленной от общей массы земледельцев, группе, которая взяла бы это управление на себя. Главная функция государства (и я настаиваю на этом) – это управление».

6) Л. Гумплович

«История не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате
 насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и
 порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого
 населения».


 7) К. Каутский

«…Племя победителей   подчиняет себе племя побеждённых, присваивает себе и всю их
 землю и затем принуждает побеждённое племя систематически работать на
 победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого
 завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины
 на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин,
 из которых одна делается господствующим, другая угнетённым и
 эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают
 победители для управления побежденными, превращается в государство».
 

8) Ленин В. И. О ГОСУДАРСТВЕ

«…и тогда не было государства, не было особого аппарата для систематического применения насилия и подчинения людей насилию. Такой аппарат и называется государством.  В первобытном обществе, когда люди жили небольшими родами, еще находясь на самых низших ступенях развития, в состоянии, близком к дикости; в эпоху, от которой современное цивилизованное человечество отделяют несколько тысячелетий, в  то время не видно еще признаков существования государства . История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы – значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого».





У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Оцените работу движка
Instagram

Подпишись ;)
Облако тегов
Метрика
Сегодня 4273 посещений
Методический портал "ТопКот"

МБОУ "Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского"

Разработка и поддержка: Satellite Project LLC.
Сайт работает под управлением DataLife Engine.